Фарфор дровяного обжига: первый взгляд

Пиалы из исинской глины надолго стали нашими фаворитами в производстве и в чаепитиях, но как мы упоминали в прошлом, субъективно они больше подходят шу пуэрам, некоторым красным чаям и «темным» обжаркам. А для «светлых» и «зелени» — конечно, хотелось бы представить в линейке нашей продукции что-то из фарфора.

Почему дровяной обжиг?

muno дровяной обжиг фарфора
Дровяная печь — инструмент. Незнакомый нам до этого момента, но манящий таинством и вовлечением человека в процесс. А результат — непредсказуем и уникален: на изделиях появляются удивительные природные узоры и цветовые переливы. Что на контрасте с белизной фарфора выглядит выразительно.

Также дровяная печь используется для обжига на высокой температуре (1300+°C — далеко не любая электрическая печь с таким справится), что подходит фарфору, который мы выбрали для этой работы.
Коллеги-керамисты в парке отдыха «Хвалынь» (Саратовская область) построили печь и пригласили поучаствовать в обжиге в рамках фестиваля «ХВАЛЛА» — такую возможность мы не могли упустить.
Печь для дровяного обжига керамики, город Хвалынск
Печь для дровяного обжига керамики, город Хвалынск

Процесс дровяного обжига. Кратко

каолиновые шарики для крепления керамики
Прежде чем загружать печь, нужно осуществить этап подготовки: покрыть каолиновой смесью ее поверхность изнутри и все полки, а также заготовить каолиновые шарики — на них размещают изделия, чтобы снизить возможный риск «пристывания».

Наполнение печи — отдельный и трудоемкий процесс. Мало того она вместимостью более 600 литров, также нужно учитывать расстояния между изделиями, их положение в печи: от этого зависит количество налетевшей золы и влияние горячих потоков.
Забегая вперед, положение прямо в таком потоке — не лучшее решение для тонкостенного фарфора, его сильно «ведет» и скручивает. Такие пиалы мы, конечно, в результате забраковали, потому что свою утилитарную функцию они уже не выполнят... 

Участников обжига было достаточно, мы разделились на группы по 3−4 человека — вышло 3 группы со сменами «дежурств у печи» по 4 часа. Суммарно обжиг в этой печи занимает около 36 часов, поэтому дежурили трижды. 

За час набирали примерно по 50 °C, важно это делать плавно и в «поддерживающем» темпе. Также обе камеры нужно выровнять, чтобы температура в задней камере приближалась к температуре передней — у нас это получилось не сразу, но мы справились. 

Я думал, что самым сложным будет отработать с 4 до 8 утра, но как же я ошибался... нашей группе досталось и «закрытие», где поддерживается желаемая итоговая температура (у нас это ~1350 °C), дрова подкидываются примерно раз в пару-тройку минут. Все это в условиях солнечного дня и, конечно, раскаленной печи. 
процесс обжига керамики в дровяной печи
процесс обжига керамики в дровяной печи
На часах 20:00 второго дня обжига, печь «консервируется» (закрывается) и уходит в плавное естественное остывание. Этот процесс занимает более суток. Далее ее можно открывать и впервые увидеть результат.

Использовали ли глазурь перед обжигом?

Все, кто увидел эти пиалы во время чаепитий, интересовались: “Вы же использовали глазурь?”. Друзья, ответ: “Нет!”. Пиалы были отправлены в печь сразу после сушки на полке при комнатной температуре без дополнительных процедур. Выглядели они так:
английский фарфор без использования глазури до дровяного обжига
английский фарфор без использования глазури до дровяного обжига
Устройство печи, древесная зола и огонь сами «глазируют» поверхность — горячие потоки переносят частицы золы, она оседает на изделиях и при температуре ~1200 °C и выше плавится, превращаясь в тончайшую стекловидную плёнку. Благодаря этому пиалы после обжига приобретают сложную фактуру и блеск, как будто покрыта стеклом, хотя на самом деле это сплав зольных компонентов. В некоторых образцах можно увидеть переходы из матового материала в глянцевый (из-за разницы толщины слоя налетевшей золы и положения в печи) — это создает ни на что непохожий тактильный опыт. Взаимодействие с такой пиалой во время чаепития, на наш взгляд, выходит за понимание утилитарного контакта.

Постепенный нагрев и медленное остывание всегда дают уникальный, неповторимый результат, сочетающий тёплые пятна огня и прохладную зелёную патину.

английский фарфор после дровяного обжига на 1350 градусов
английский фарфор после дровяного обжига на 1350 градусов

Цвет глазурного покрытия

Цвет натуральной глазури во время дровяного обжига определяется примесями металлов в золе и в материале изделия. Итоговые тона обычно располагаются в диапазоне от тёпло-коричневых до зелёных.

Например, зола хвойных пород (особенно сосны) богата железом и регулярно даёт «бутылочно-зелёный» оттенок покрытия. А зола смешанной лиственной древесины с меньшим содержанием железа — более светлые серо-зелёные и коричневые тона. При локальной концентрации оксида железа (или при дополнительном добавлении железа) образуются оливково-зелёные или тёмно-коричневые области. Встречаются и рыжевато-красные или ржавые «пятна», которые могут возникать при неравномерном восстановлении или локальной кристаллизации железа из состава.

На некоторых участках поверхности фарфор при обжиге буквально сияет огненным светом (яркое проявление оранжевого тона). Это явление особенно заметно в зонах прямого притока пламени.

На наших пиалах вы можете увидеть как раз зеленовато-серые оттенки, красные пламенные танцы и оранжевые пятна, словно корочка необработанного нефрита.
рисунки огня на фарфоре ручной работы после дровяного обжига на 1350 градусов
рисунки огня на фарфоре ручной работы после дровяного обжига на 1350 градусов

Кракле (тонкая сеть трещин в глазури)

Кракле возникает при несовпадении тепловых расширений стекловидного покрытия и тела изделия. Если глазурь при остывании сжимается сильнее, чем тело (т. е. её коэффициент теплового расширения выше), то под натяжением возникают микроразрывы.

Древесная зола содержит много щёлочных оксидов (Na₂O, K₂O), которые увеличивают тепловое расширение расплава. При избыточном количестве этих оксидов покрытие становится слишком «жидким» и растянутым — и возникают трещинки.

Толщина слоя золы тоже играет роль: толстые «сосульки» глазури дольше остывают и сильнее растягиваются.
кракле на чайных пиалах из фарфора
Является ли кракле браком? Если вы будете пить чай из такой пиалы самостоятельно или в кругу семьи и друзей — переживать не стоит. Водопоглощение близко к 0%, что существенно снижает риск миграции химических элементов. А вот для общепита из-за возможного удержания загрязнений и бактерий мы их не рекомендуем. 

Для “личного пользования” тройка простых правил:
  • Не оставляйте чай и другие жидкости в пиале с кракле надолго (сутки, недели, месяцы...)
  • Желательно мыть сразу после чаепития
  • Время от времени прогревайте пиалу кипятком
чайные пиалы из фарфора дровяного обжига
чайные пиалы из фарфора дровяного обжига

Заключение

Дровяной обжиг — сложное загадочное действо, в результате которого изделия приобретают неповторимый вид. Цена у этого подхода высока — мы отбраковали 30%.

Но те пиалы, которые попадут в продажу, цепляют взгляд, удивляют «рисунками» и тактильными ощущениями. На тестовых дегустациях было заметно, как человек любуется своим выбором и уже не готов с ним расставаться. Видеть этот неподдельный интерес — продолжение магии, которая изначально зародилась внутри дровяной печи. 

Я рад, что смог испытать это и рассказать вам.
29 ОКТЯБРЯ / 2025
телеграм-канал
посуда ручной работы для китайской чайной церемонии
телеграм-канал
группа в VK
каталог
Made on
Tilda